Из истории школы

Из истории школы

 

 

  Летом 1806г. императрица Мария  Фёдоровна гуляла по Павловскому парку.  Увидев идущего навстречу мальчика, Мария Фёдоровна поздоровалась с ним. Мальчик ничего не ответил. Это удивило императрицу, и она обратилась с вопросом к сопровождавшей мальчика даме. Оказалось, что это сын генерала Меллера – Александр Меллер, что он глухой, и что в семье есть ещё двое глухих детей. Марии Фёдоровне проблема нарушения слуха была известна не понаслышке (известно, что Павел 1 имел одностороннее нарушение слуха, и его внебрачный сын страдал тем же недугом). Приняв близко к сердцу историю  Саши Меллера, императрица предложила родителям отправить мальчика в Париж, в институт для «глухонемых детей», в котором учился и её собственный внук. Не желая отправлять сына так далеко от себя, родители мальчика поблагодарили  Марию Фёдоровну, но отказались от предложения. Этот случай заставил императрицу задуматься о судьбе глухих людей в России. Был отдан приказ  об организации школы для детей с нарушением слуха. И 15 декабря 1806 г., в крепости Бип  города Павловска была открыта первая в России школа для глухих детей. Через три года школа переехала на улицу Гороховую, а  в 1963 году на проспект Энгельса, где и располагается по настоящее время.

Первым директором школы стал приглашенный Марией Фёдоровной  падре Зигмунд из Вильно. Позже директор Парижского института для глухих, по просьбе императрицы прислал своего ученика – Ж.Б.Жоффре.  После него школой руководил Г.А.Гурцев – серб по национальности, он был турецким подданным. Ещё одним иностранцем, возглавлявшим  нашу школу, был француз В.И.Флери.

  Более чем за двести лет школу возглавляли двадцать директоров. Все они, имея разные представления о методах обучения глухих детей и системе организации школы, искренне и глубоко были преданы своему делу. Каждый из них внёс свой неоценимый вклад в развитие нашей школы и Российской сурдопедагогики в целом. Например, Александр Фёдорович Остроградский организовал при школе двухгодичные курсы подготовки сурдопедагогов. До этого проблема подготовки  специализированных кадров стояла очень остро. Решалась она таким образом: вместе с глухими детьми в школе обучались и слышащие (обычно это были дети из приютского дома, находящегося рядом со школой на территории современного РГПУ им.А.И.Герцена). После окончания школы слышащие выпускники, зная методику и  систему обучения так сказать, «изнутри»,  становились наставниками  и  преподавателями  неслышащих детей. Они разъезжались по всей стране, обучая детей во вновь открывающихся школах. С момента организации курсов обучение педагогов было целенаправленным и специализированным.

Кроме непосредственно занятий с  глухими детьми, учителя школы с самого начала развивали сурдопедагогику как науку. В школе были опробованы различные методики и системы обучения детей с нарушением слуха. Накопленный опыт обобщался, и его результаты регулярно публиковались в научных изданиях страны.

 

 Педагоги школы создавали новые учебники, методические разработки и наглядные пособия для работы в специализированных учебных заведениях. В разные периоды  в школе существовали те или иные  виды и формы организации учебного процесса. Этот опыт также освещался на страницах периодических и научных журналов, закреплялся в новых Уставах школы.

В 20-х годах 20-века директором школы стал П.С.Янковский. Будучи сторонником раннего образования, он открыл при школе отделение дошкольного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

образования (детский сад для глухих

детей).  Ещё при  Г.А.Гурцеве школа стала вывозить своих воспитанников на летнюю дачу. Там ребята не только отдыхали, но и ухаживали за подсобным хозяйством (сад, огород, некоторые домашние животные).

Традиция же выезда в лагеря труда и отдыха сохранилась до наших дней. Каждое лето ученики и учителя школы отправляются в лагерь труда и отдыха на острове Коневец.

 

 

 

22 июня 1941 года в 12 часов Советское правительство передало сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз.

Директор школы Зинаида Ивановна Тельнова срочно отозвала всех учителей из отпусков.

7июля 1941 года учителя (Тельнова З.И., Банах В.И., Березина Л.И., Вельферт Т.Н., Спиридонова Л.Н., Фёдорова К.И., Галунова, Гарабурда В.М., Пономарёва А.И., Приозерская и другие) повезли детей в эвакуацию в Ярославскую область на станцию Тащиха. Для школьников выделили пионерский лагерь. Он находился в лесу. Свет зажигать не разрешали. С наступлением осени З.И.Тельнова добилась состава для перевоза детей в Сибирь. Школа должна была отправиться в Челябинскую область. Но произошла задержка, и в эту осень увезти школьников в глубь страны не удалось. Зиму ребята и учителя провели в селе Курба. Для учеников освободили тёплый клуб, а учителей распределили по избам колхозников. Только весной 1942 года школа смогла выехать в Сибирь. Поезд был в дороге 3 недели. Приходилось пережидать эшелоны с бойцами, боеприпасами. Наконец дети и взрослые добрались до станицы Нижняя Сонарка, в 30-ти км. от Троицка. Поселились в большом каменном здании, бывшей молельне старообрядцев. Колхоз снабжал школу продуктами, но все обязательно должны были работать на полях. Это было очень тяжелое для всех время. Кроме работы старшие ребята посылали на фронт посылки с варежками, шарфами, переписывались с бойцами.

К осени 1943 года учителя стали получать письма от родных и близких детей. Они просили прислать или привезти детей в те места, куда были эвакуированы с предприятиями их мамы. Учителя старались выполнить эти просьбы.

В блокадном Ленинграде в это время (1943 г.) оставшейся частью школы руководит А.Е.Давыдов. Когда в 1946 году уезжавший состав школьного коллектива вернётся  из эвакуации, А.Е.Давыдов  станет директором объединенной школы. Он будет руководить ею более 20-ти лет.

Многие учителя нашей школы прошли в разных родах войск всю войну и вернулись к своим воспитанникам с орденами и медалями.

 

 

В помещении школы во время войны располагался госпиталь.  В 1946 году в старом здании на улице Дзержинского, д.18, вновь начнутся  занятия.

А.Е.Давыдов начинает собирать материалы по истории школы и организовывает школьный музей. Школа становится экспериментальным центром по проблемам содержания образования и развития речи глухих детей.

 Педагоги школы делятся опытом в научных статьях.

Школа становится:

- Опорной для Научно-исследовательского института дефектологии по разработке программ для школ глухих;

- Базовой для кафедры сурдопедагогики дефектологического факультета РГПУ им.А.И.Герцена.

 Педагогический коллектив школы – постоянный участник научно-практических конференций и семинаров.

 

Дата последнего обновления страницы 16.09.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»