Коррекционная работа

Коррекционная работа

 

  Реабилитационное оборудование

  Раскрасим мир радугой звуков

Развитие слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, формирование произносительной стороны речи систематически осуществляется на всех уроках и во внеурочное время. В связи с важностью и сложностью задач развития у глухих детей слухового восприятия речи и неречевых звучаний,  произносительной стороны речи в раздел внеурочной деятельности «Коррекционно – развивающая область» включен единый блок обязательных специальных (коррекционных) занятий: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» (индивидуальные занятия), «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия), «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия).

  Основной целью  работы по развитию речевого слуха   и  формированию  произносительной стороны речи   является  формирование у глухих школьников навыков восприятия и воспроизведения устной речи на  слухозрительной основе, развитие активного речевого поведения, что  способствует социализации учащихся и улучшению качества их жизни.   

На индивидуальных занятиях учитываются  возможности  и резервы  в развитии  слухового и   слухозрительного  восприятия  устной речи,  особенности  формирования произносительных навыков,   уровень  речевого развития,    индивидуальные психофизические  особенности  каждого  ученика.    Учителя – дефектологи   выбирают    актуальные и  современные  темы.  Речевой материал, усвоенный     при изучении  данных  тем,   способствует   адаптации  учащихся в  обществе. Особое внимание уделяется  речевому материалу, связанному с  общеобразовательными предметами.

 В ходе  проведения индивидуальных занятий  осуществляется выполнение программы  «Культура и история  Санкт-Петербурга»,  адаптированной педагогическим коллективом школы- интерната и утверждённой  на  педагогическом совете.   

 На   индивидуальных занятиях    уделяется особое внимание диалогическим текстам, т. к. использование диалогов  способствует активизации устной коммуникации  учеников. В диалогические тексты включаются  фразы разговорного характера, необходимые для общения.

  Повышению интереса к занятиям способствуют  творческие формы деятельности.

Учителя – дефектологи принимают активное участие в проектно – исследовательской деятельности  учащихся. Так, участвуя в подготовке и  реализации проектов  с  учащимися начальных классов,  формируют у них   интерес  к  поисковой  деятельности, развивают презентационные умения и  творческие способности. В средних и старших классах учителя - дефектологи осуществляют  сопровождение  проектной деятельности учеников,  включающее закрепление навыков произношения  при подготовке устных выступлений,  формирование умения   говорить  выразительно  и эмоционально  при презентации проекта.  

Традиционными стали конкурсы чтецов, речевые   конференции.    Речевые конференции, которые проводятся ежегодно, содействуют активизации речевого поведения,  являются своеобразным отчётом  о приобретённых  произносительных  умениях и навыках.  Темы речевых конференций отражают  интересы детей, дают возможность  раскрыть творческие способности каждого ребёнка. За последние несколько лет были проведены  следующие  речевые конференции:

«Наш Пушкин»,  «Чудо - дерево»,  «А что у вас»? «Соседи по планете», «Мы живём

 в Санкт – Петербурге», «В мире стихов С.Я.Маршака».

На специальных занятиях коррекционно – развивающей области «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия) осуществляется эстетическое воспитание, развитие эмоционально – волевой и познавательной сферы, творческих способностей обучающихся, обогащение их общего и речевого развития, расширение кругозора. На этих занятиях решаются важные коррекционно – развивающие задачи: развитие двигательной  и эмоциональной сферы, слухового восприятия и произносительной стороны речи.  

На обязательных занятиях коррекционно – развивающей области «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия) у детей целенаправленно развивается слуховое восприятие   звучаний музыкальных инструментов /игрушек - барабана, дудки, гармошки, свистка и др.: выявляется расстояние, на котором отмечается стойкая условная двигательная реакция на доступные звучания; дети обучаются различению и опознаванию на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек), определению на слух количества звуков, продолжительности их звучания,   темпа, громкости, ритмов, высоты звучания.

На данных занятиях у обучающихся формируется слуховое восприятие неречевых звучаний окружающего мира - социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов, связанных с явлениями природы.

    Применение приобретенного опыта  в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыков устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми,  улучшает качество жизни   детей  и открывает новые  возможности   для  социализации.

 

 

 Консультативная работа.

 

 Данное направление работы обеспечивает непрерывность  специального психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их семей  по вопросам  образования, социализации  детей  и проведения  коррекционно - развивающей работы во внешкольное время. Консультативную помощь оказывает учитель – дефектолог, привлекаются специалисты в области слухопротезирования, ЛОР врачи, педагог - психолог.  Консультации для родителей проводятся индивидуально, группами (например, лекции  для родителей первоклассников  по организации дома речевого общения с ребёнком, по вопросам слухопротезирования  и правильного  пользования слуховыми аппаратами). Консультативная работа включает выработку специалистами, работающими в  школе- интернате, совместных  рекомендаций  по вопросам формирования  навыков коммуникации  и коммуникативной культуре. Темы консультаций могут  предлагать и родители (законные представители). 

 

 

Дата последнего обновления страницы 16.09.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»