Реабилитационное оборудование
Раскрасим мир радугой звуков
Развитие слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, формирование произносительной стороны речи систематически осуществляется на всех уроках и во внеурочное время. В связи с важностью и сложностью задач развития у глухих детей слухового восприятия речи и неречевых звучаний, произносительной стороны речи в раздел внеурочной деятельности «Коррекционно – развивающая область» включен единый блок обязательных специальных (коррекционных) занятий: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» (индивидуальные занятия), «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия), «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия).
Основной целью работы по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи является формирование у глухих школьников навыков восприятия и воспроизведения устной речи на слухозрительной основе, развитие активного речевого поведения, что способствует социализации учащихся и улучшению качества их жизни.
На индивидуальных занятиях учитываются возможности и резервы в развитии слухового и слухозрительного восприятия устной речи, особенности формирования произносительных навыков, уровень речевого развития, индивидуальные психофизические особенности каждого ученика. Учителя – дефектологи выбирают актуальные и современные темы. Речевой материал, усвоенный при изучении данных тем, способствует адаптации учащихся в обществе. Особое внимание уделяется речевому материалу, связанному с общеобразовательными предметами.
В ходе проведения индивидуальных занятий осуществляется выполнение программы «Культура и история Санкт-Петербурга», адаптированной педагогическим коллективом школы- интерната и утверждённой на педагогическом совете.
На индивидуальных занятиях уделяется особое внимание диалогическим текстам, т. к. использование диалогов способствует активизации устной коммуникации учеников. В диалогические тексты включаются фразы разговорного характера, необходимые для общения.
Повышению интереса к занятиям способствуют творческие формы деятельности.
Учителя – дефектологи принимают активное участие в проектно – исследовательской деятельности учащихся. Так, участвуя в подготовке и реализации проектов с учащимися начальных классов, формируют у них интерес к поисковой деятельности, развивают презентационные умения и творческие способности. В средних и старших классах учителя - дефектологи осуществляют сопровождение проектной деятельности учеников, включающее закрепление навыков произношения при подготовке устных выступлений, формирование умения говорить выразительно и эмоционально при презентации проекта.
Традиционными стали конкурсы чтецов, речевые конференции. Речевые конференции, которые проводятся ежегодно, содействуют активизации речевого поведения, являются своеобразным отчётом о приобретённых произносительных умениях и навыках. Темы речевых конференций отражают интересы детей, дают возможность раскрыть творческие способности каждого ребёнка. За последние несколько лет были проведены следующие речевые конференции:
«Наш Пушкин», «Чудо - дерево», «А что у вас»? «Соседи по планете», «Мы живём
в Санкт – Петербурге», «В мире стихов С.Я.Маршака».
На специальных занятиях коррекционно – развивающей области «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия) осуществляется эстетическое воспитание, развитие эмоционально – волевой и познавательной сферы, творческих способностей обучающихся, обогащение их общего и речевого развития, расширение кругозора. На этих занятиях решаются важные коррекционно – развивающие задачи: развитие двигательной и эмоциональной сферы, слухового восприятия и произносительной стороны речи.
На обязательных занятиях коррекционно – развивающей области «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия) у детей целенаправленно развивается слуховое восприятие звучаний музыкальных инструментов /игрушек - барабана, дудки, гармошки, свистка и др.: выявляется расстояние, на котором отмечается стойкая условная двигательная реакция на доступные звучания; дети обучаются различению и опознаванию на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек), определению на слух количества звуков, продолжительности их звучания, темпа, громкости, ритмов, высоты звучания.
На данных занятиях у обучающихся формируется слуховое восприятие неречевых звучаний окружающего мира - социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов, связанных с явлениями природы.
Применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыков устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми, улучшает качество жизни детей и открывает новые возможности для социализации.
Консультативная работа.
Данное направление работы обеспечивает непрерывность специального психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их семей по вопросам образования, социализации детей и проведения коррекционно - развивающей работы во внешкольное время. Консультативную помощь оказывает учитель – дефектолог, привлекаются специалисты в области слухопротезирования, ЛОР врачи, педагог - психолог. Консультации для родителей проводятся индивидуально, группами (например, лекции для родителей первоклассников по организации дома речевого общения с ребёнком, по вопросам слухопротезирования и правильного пользования слуховыми аппаратами). Консультативная работа включает выработку специалистами, работающими в школе- интернате, совместных рекомендаций по вопросам формирования навыков коммуникации и коммуникативной культуре. Темы консультаций могут предлагать и родители (законные представители).